Интеграция СКУД с другими системами

Однозначно, главной системой, с которой должна уметь интегрироваться гостиничная СКУД, является автоматизированная система управления отелем. Слово «интегрированная» давно уже является почти обязательным сроком для большинства офисных СКУД. Гостиничные СКУД — не исключение, вот только и здесь приоритеты интеграции свои, специфические.

PMS — Property Management Systems

Однозначно главной системой, с которой должна уметь интегрироваться гостиничная СКУД, является автоматизированная система управления отелем (PMS – Property Management Systems). Задача — максимально уменьшить время нахождения гостя на стойке регистрации (это время прямо прописано в классификационных требованиях звездности отелей), для чего гостиничная СКУД должна понимать запросы со стороны PMS систем и выпускать карты гостей прямо из окна поселения гостя в PMS.

Такая интеграция позволяет также более строго контролировать персонал, так как в PMS системах невозможно выполнить заезд гостя, не зарегистрировав оплату (СКУД, в отличие от PMS, прямого отношения к деньгам гостей нет и факт оплаты за номер контролировать не может по определению).

POS — Point of Sales Management systems

Далее следуют системы управления точками продаж (POS — Point of Sales Management systems), т. е. безналичных платежей в ресторанах, барах, торговых точках и автоматах внутри отеля по карте гостя. Сюда же можно отнести также системы проката инвентаря (актуально для горнолыжных курортов), управление СПА-услугами и т.д.

Задача абсолютно меркантильная. При переводе всех (или хотя бы большинства) платежей в отеле в безналичную форму, резко сокращаются возможности для злоупотреблений персонала, сокращается количество необходимых фискальных регистраторов и к тому же, и гости в среднем тратят на 15-20% больше, чем при оплате «хрустящей купюрой» — это известный «чисто психологический» эффект.

 

Системы диспетчеризации

Следующие в списке приоритетов на интеграцию — системы диспетчеризации. Однако чаще они интегрируются со СКУД не напрямую, а через систему управления (PMS). Например, при бронировании номера, система диспетчеризации изменит режим работы системы вентиляции и кондиционирования, чтобы к моменту приезда гостя в номере были установлены комфортные условия (дату и время заезда ей сообщает PMS система). После заезда гостя, подсистема энергосбережения и определения присутствия СКУД сообщит системе диспетчеризации, что гость уже внутри номера, будут задействованы соответствующие алгоритмы управления климатом, разрешена подача воды в ванную комнату с активацией системы защиты от протечек и т.п.

И только после того, как мы разобрались с интеграцией СКУД с системами, которые непосредственно касаются гостей, можно снова вспомнить о персонале, т. е. про систему учета рабочего времени, фото- и видео верификации и т.п. Интеграция с ними в большинстве случаев такая же, «как и в офисе».

Осталось разобраться с системами охранной, охранно-пожарной и пожарной сигнализации, а также системой видеонаблюдения.

Системы охранно-пожарной и пожарной сигнализации

С первой системой («пожаркой и охранкой»), как это ни странно для Вас прозвучит, СКУД в отеле интегрируется редко. Но по очень простой причине — все пути эвакуации в гостинице (включая выход из номера и на лестницу) должны быть свободны по определению, и для их разблокирования никакой интеграции и не нужно. И только в тех случаях, когда какая-то из дверей, которые осуществляют зонирование объекта (например, разделение гостевой и служебной зон) лежит на пути эвакуации, да еще и контроль доступа приходится контролировать раз в направлении эвакуации, тогда применяются стандартные аппаратные методы интеграции через кнопки экстренной разблокировки, релейные команды от системы противопожарной защиты и т.п.

Программную же интеграцию пожарные инспекторы не очень любят что, в общем, логично: довольно опасно ставить возможность беспрепятственной эвакуации людей из здания в экстренной ситуации в зависимость от состояний компьютерного оборудования, готовности операторов или проводных каналов связи и т.п. Чем короче путь прохождения сигнала на разблокирование и меньше зависимость от дополнительных компонентов систем — тем надежнее.

Системы охранной сигнализации в отеле ставят крайне редко, да и то на очень небольшое количество помещений (пару помещений администрации и помещения жизнеобеспечения, при правильном подходе к этому вопросу). Все-таки любой отель — это предприятие с круглосуточным режимом работы и служба безопасности там чаще всего работает также круглосуточно. Так что чаще всего обходятся полностью независимой системой охранной сигнализации.

Видеонаблюдение

Видеонаблюдение также не относится к числу систем, с которыми СКУД должна быть обязательно интегрирована в отеле — еще одна странность для специалистов. В отличие от офиса, магазина или банка, видеонаблюдение в отеле стараются сделать максимально автономной системой. Доступ к этой системе, а тем более к видеоархивам в гостинице должен иметь очень ограниченный круг лиц и возможности утечки любых кадров или видеофрагментов с камер наблюдения за пределы отеля должны быть строго ограничены. Подобные правила появились после нескольких довольно громких скандалов, когда записи камер наблюдения, запечатлевших VIP-гостей или знаменитостей во время их пребывания в отеле, попадали в руки журналистов или в интернет. Наиболее сильно, кроме самого гостя, такие случаи бьют по репутации отеля, который допустил утечку, а репутация, напомню, наиболее хрупкая и дорогая «характеристика гостиницы».

Конечно, описанные выше правила нельзя называть законом, обязательным к исполнению в безусловном порядке. В конце концов, каждый Заказчик должен сам решить какие задачи должны решать системы безопасности в отеле и как стыковаться друг с другом. Так что не примите вышеописанные доводы за догму, просто не забывайте напомнить Заказчику значение термина «privacy» в отеле и сами помните о разнице технологий ведения бизнеса в офисном центре, например, и в гостинице …

А. В. Катренко

Коммерческий директор

 «Смарт Секьюрити» (Россия)